Человек телевидения
Почти невозможно представить себе пятерку лучших бразильских сериалов, чтобы в каком-то из них не было персонажа Лимы Дуарти (Lima Duarte). Актёр или режиссёр - ведь он режиссировал сериалы "Право на рождение" и "Бету Рокфеллер" - Лима, прежде всего, - человек телевидения.
Телевидение Бразилии родилось на его глазах. 18 сентября 1950 года, когда Асиш Шатобриан разрезал ленточку на открытии канала "ТВ Тупи", Лима Дуарти присутствовал там. Когда в тот же день в эфир вышел первый телеспекакль, он снова был рядом. А год спустя его имя появилось в титрах сериала "Твоя жизнь теперь моя" (Sua Vida Me Pertence), первом сериале Латинской Америки, по мнению актёра. "Самое замечательное то, что он был написан, поставлен и сыгран бразильцами! Там был первый поцелуй, первая любовь, первая служанка... И я был первым бандитом!" - гордится актёр.
С тех самых пор Лима Дуарти насчитал уже не меньше 55 персонажей в новеллах и минисериалах. Многие из них, такие как Зека-Дяьвол, Салвьяну Лижбоа, Синьозинью Малта и Саса Мутема входят в галерею самых незабываемых образов национальной теледраматургии. В новом сериале "Цвет греха" (Da Cor do Pecado) Лима пополнит свою коллекцию ещё одним героем: миллионер Афонсу Ламбертини снова полюбит жизнь, когда ему придётся жить вместе с ненавистным внуком - сыном своего сына, который считается погибшим. Для актёра этот персонаж уникален. А когда новелла закончится, Афонсу Ламбертини будет одним из тех "друзей" Лимы, что составляют ему компанию. "Время от времени они дают мне советы или приводят мои мысли в порядок!" - рассказывает актёр, смеясь.
В свои 74 года у Лимы Дуарти есть отличный повод для гордости - это его удачная попытка воплощения во всех сыгранных ролях души бразильского народа. Он был и негодяем, и полковником, и священником, и миллионером, и бродягой... Актёр из штата Минас Жерайс старается воплощать в своих персонажах образы тех людей, которых повстречал в своей жизни. Люди, с которыми он сталкивался на дорогах судьбы с тех самых пор, когда он был всего лишь Ариклинесом Венансиу Мартиншем - выходцем из Сакраменту, который в 15 лет приехал в Сан-Паулу на попутке. "Я хотел завоевать мир, и я его завоевал... Волшебный мир персонажей, которых я сыграл", - говори актёр с гордостью, а в его голосе слышны эмоции, которые он одалживает у своих "вымышленных друзей"...
- После 55 сериалов для вас ещё существует новый персонаж?
Все они старые, но, в то же время, совершенно новые для меня. Забавно, все, что я делаю, всегда связано со временем моей работы, новеллами, в которых я играл, героями, которых изображал. Но я не чувствую груза своего опыта! Не брожу в поисках потерянного времени и молодости, которая исчезает с каждым днём. Поэтому мои герои никогда не постареют! Откровенно говоря, Афонсу из "Цвета греха", должно быть, уже десятый мой персонаж из череды похожих: могущественный человек, испытывающий проблемы во взаимоотношениях со своим сыном. Но он по-своему уникален! Я не пытаюсь сделать его отличным от других. Хочу показать его человеком зрелым, каким он определённо был бы, если бы в его душе были чистые, искренние чувства и эмоции.
- Получается, что эмоции - это основа любого персонажа?
Эмоции и психология. Я не верю, например, в персонажа, который заикается лишь потому, что это придаёт ему изюминку, что сейчас обычное дело на нашем телевидении. Заикание - это элемент его психологии. Бандит, злодей, храбрец, меланхолик, трагик, истерик... всё это - психология! Актёр вкладывает нервы, кровь, кожу - всё своё тело на службу своего героя. Я больше верю в персонажи с чувствами. И чувства для меня - почти конкретная вещь. Грусть - это квадрат, любовь - это параллелепипед... Гимараеш Роза как-то сказал: "Любовь - это птаха, что железные яйца кладёт", красиво, не правда ли? В общем, грусть, отчаяние, печаль, всё это имеет большое значение.
- А как вам удаётся жить с "грузом" стольких персонажей?
Это легко. После того, как заканчивается новелла, я прячу своего героя и все пережитые им чувства в далёкий уголок своей головы и спокойно храню его там. До тех пор пока в моей жизни не случится очередное разочарование, тогда один из моих героев приходит и составляет мне компанию.
- Это как вымышленные друзья у детей.
Точно! Я считаю, что хороший актёр - это тот, кто может сохранить в себе детскую часть своего я. Ведь для ребёнка нет никаких границ между реальностью и сказкой. И актёр это тот человек, который балансирует на невидимом и хрупком канате жизни. Вам известно, что много раз я сам себе удивлялся, когда "брал" не свою высоту? Мои герои - Зека-Дьявол, Саса Мутема, Синьозинью Малта - вот, казалось, не моя высота! Много раз случалось так, что я поскальзывался и падал прямиком в сказку. Или же сильно привязывался к реальности и говорил о быках с кабоклами (кабокла - метис от брака индианки и белого - прим. пер.) из своего имения. Но всё же лучше всего именно балансировать между сказкой и реальностью, что я обожаю.
- А как вам удалось стать столь кровожадным персонажем, как Афонсу Ламбертини? (персонаж Лимы Дуарти в сериале "Цвет греха", на фото - прим. Бразилиада)
А, у этого персонажа был замечательный поворот в жизни. Он - храбрый лев, который после смерти сына скатывается на дно и теряет вкус к жизни. До тех пор, пока не появляется мальчик. Своей детской непосредственностью тот мальчонка-мулат спасает его от смерти. Старик перерождается в руках ребёнка! Вот на это я делал упор. Новелла была из числа тех, что идут в лучшее время, в сюжете были и меняющиеся близнецы и всё такое, но были и такие приятные моменты... И, скромно добавлю, я могу сделать персонаж интересным.
- Ваша история жизни влияет на ваших героев?
Личный багаж всегда работает на артиста. А его у меня в избытке. Хотите услышать красивую историю? Я вырос в очень бедной семье. Мой отец был скотоводом, ухаживал за быками. Он был человеком очень мудрым, мало говорил, но всегда попадал в цель. И с шести до десяти лет единственной моей игрушкой был деревянный самолётик, но он всегда почему-то исчезал в конце года. А на Рождество я всегда получал точно такой же самолёт, но уже другого цвета... И я играл и чувствовал себя счастливым. В течение пяти-шести лет я получал тот же самый самолёт, который мой отец чинил, красил, а Дед Мороз приносил его на Рождество... Отец покупал коробку мармелада, ставил её в центре стола, мы читали молитвы, а потом - "Беги искать свой самолётик!". И таким было наше Рождество. Но это вовсе не грустно, нет! Нам было весело, поверьте! На том самолёте я взмывал и летел к бесконечным горизонтам... Поэтому я не хочу играть отца-злодея на экране. Я дал себе слово, что не буду этого делать в честь своего дорогого отца.
- Из всех ваших героев вы могли бы выбрать самого любимого?
Это трудновато, но больше всего мне нравится Саса Мутема из сериала "Спаситель Родины" (O Salvador de Patria), вместе со всеми проблемами, о которых рассказывал сериал. Идея заключалась в том, чтобы создать героя, который был бы синтезом бразильского народа. Это было своеобразное послание, которое мы могли бы дать... Но на дворе был 1989 год - год выборов, и пошли разговоры, что мой Саса - это Лула (один из кандидатов в президенты в1989 г., нынешний президент Бразилии - прим. пер.). На самом деле они оба и впрямь были похожи. Тогда было решено кое-что изменить, и сериал потерял свою идею... Саса решил баллотироваться в президенты, но стал лишь сенатором, испорченным властью... Гляньте, какая великая ирония тех лет: люди боялись избрать Лулу и так обожглись с Фернанду Коллором (президент Бразилии 1989-1992 гг. - прим. пер.)!
- Что бы вы сказали о современных сериалах?
Я вижу, что процесс производства сериалов устаревает. Они уже не могут стоить так дорого. Деньги - прочь! Я советую не урезать зарплату, но улучшить производство. Хотите пример? Однажды у нас было три вертолёта, взятых напрокат, 90 актёров и статистов, и мы были в ужасном месте, просто "филиал" ада! Было 45 градусов, и я умирал в костюме-тройке! Но тогда день был немного облачный, и пришлось отменить съёмки. Ну, самый "лучший" способ работы! А ведь один день проката вертолёта стоил 80 тысяч реалов! Так нельзя...
- А почему такое происходит, как вы считаете?
Потому что дух, выраженный словами "давайте делать, давайте творить!" со временём остался позади... Когда мы снимали сериал "Твоя жизнь теперь моя" у нас не было никакой студии. Всё возили на ишаке... Но с ним мы дошли бы до галактики! А сегодня я езжу на Феррари, но не могу добраться даже до Жакарепагуа.
- Вы не хотите вновь начать режиссировать сериалы?
Только если это была бы новелла простенькая, дешёвенькая, о простой и наивной любви, столь знакомой бразильцам. Мне не нужен взрывающийся вертолёт или тонущий корабль. Сегодня телевидение решает все проблемы хорошенькой мордашкой и упругой попкой. Если новелла идёт плохо - через 20 серий в ней появляется лысая женщина. Если сериал и дальше идёт никак, то через 30 серий я умираю. Уже снимают "Кто убил Лазару Вентурини?", а я возвращаюсь к себе на фазенду и храню в уголке своей головы доброго друга...
- Вы не чувствуете себя одиноким?
Никоим образом! Мои герои поддерживают меня каждый вечер. Они, а также мои сотрапезницы. Все - красавицы! "Скольких я любил, скольким люб был сам..." На самом деле, я живу один на фазенде. Но никогда не чувствую себя одиноким и покинутым. В своём волшебном мире я живу с сотнями друзей!
Сериальная сага
У родного городка Лимы Дуарти в штате Минас Жерайс большим является только имя: Носса Сеньора да Пурификасау ду Дезембоки и ду Саграду Сакраменту. Именно отсюда в 15 лет Лима Дуарти - тогда ещё Арикленис Венансиу Мартинш - на попутках уехал в Сан-Паулу. "Мой отец сказал мне: "Уезжай отсюда строить свою жизнь, у которой здесь нет никакого будущего". И я послушался". Первая работа будущего актёра была не самой престижной: грузчик на рынке. Поначалу ему приходилось ночевать под грузовиком, который привёз его в большой город. Потом он переместился в район проституток.
Мечтой Лимы было "говорить на радио", чтобы его отец мог слышать его и знать, что его сын "заимел авторитет". Лиме удалось попасть на прослушивание на "Радио Тупи", но его кандидатуру отвергли по причине "гнусавого голоса". Но зато ему дали работу мастера по звуку, а затем Лима попал в утренние программы. "Я имитировал собак, лошадей, свиней, несушек", - рассказывает актёр, смеясь. Не прошло много времени, как обладатель столь "гнусавого голоса" обратил на себя внимание одного из руководителей радио, который предложил Лиме небольшую роль в радионовелле. Тогда же ему и заявили, что Арикленис Венансиу Мартинш - "не имя для артиста"! "Я позвонил маме с просьбой придумать мне новое имя, а она заявила: "Но твоё имя такое красивое!". Вы же знаете, мать есть мать", - говорит актёр, которому позже удалось убедить мать. "Она сказала мне взять имя Лима Дуарти, такое имя носил её ангел-хранитель, который и открыл мне все дороги. После всего, что мне удалось пережить, мне следует поверить в него и поблагодарить", - с чувством вспоминает актёр.
Бразильские типажи
Говорить о Лиме Дуарти - значит говорить о бразильском телевидении. В конце концов, ведь именно он пребывает на экране с первого дня появления телевидения в Бразилии - 18 сентября 1950 года, в этот день Асиш Шатобриан открыл канал "ТВ Тупи". Или лучше сказать так: Лима Дуарти появился раньше телевидения, ведь он начинал на "Радио Тупи" и частенько играл в мяч на том поле, где позже разместилось здание телеканала.
В этом новом мире Лима сыграл уже не менее 55 персонажей (по собственным подсчётам актёра), при этом он клянётся, что помнит всех до одного. Многие из них, например, Зека-Дьявол, Синьозинью Малта и Саса Мутема входят в число незабываемых образов бразильской теледраматургии. "Я уже играл полковника, бандита, мальчишку, священника, продюсера, рабочего и даже бродягу. Но у всех моих героев есть одна общая деталь: они - лицо бразильского народа!", - говорит актёр без ложной скромности.
Основные работы на телевидении:
1951 г. - роль бандита в сериале "Твоя жизнь теперь моя" (Sua Vida Me Pertence). "Это была первая теленовелла Латинской Америки, и она была бразильской! Говорят, что первой была и аргентинская новелла "Номер 245999 занят", только потому, что она была ежедневной... Ерунда!"
1956 г. - Рет Баттлер - "Унесённые Ветром" (E O Vento Levou).
1962 г. - Юлий Цезарь - "Клеопатра" (Cleopatra).
1964 г. - Лима режиссировал сериал "Право на рождение" (O Direito de Nascer): "Сериал был настоящим событием. Он вводил людей в особый вид транса, коллективную горячку".
1968 г. - режиссировал и снимался в сериале "Бету Рокфеллер" (Beto Rockefeller). "Этим сериалом нам удалось показать драму с лучшей стороны. Мы сотворили новеллу с лицом бразильского народа".
1973 и 1980 гг. - Зека-Дьявол в сериале "Любимчик" (O Bem-Amado). "Это была первая цветная новелла, где присутствовали идеи гения Диаша Гомеса. До сих пор крестьяне с моей родины зовут меня Зека-Дьявол".
1975 г. - Салвьяну Лижбоа в "Шальных Деньгах" (Pecado Capital). "Так как первая версия сериала "Роки-Святоша" подверглась жесткой цензуре, весь состав актёров перешёл в этот сериал Жанети Клэр".
1977 г. - Карижо в сериале "Волшебное Зеркало" (Espelho Magico).
1985 г. - Синьозинью Малта в "Роки-Святоша" (Roque Santeiro). "Это самая незабываемая новелла Диаша Гомеса, а этого героя я вспоминаю с наибольшей нежностью".
1989 г. - Саса Мутема в сериале "Спаситель Родины" (O Salvador da Patria). "Саса был чистым человеком, который - в своём невежестве - нашёл мудрость. Но был полностью испорчен властью".
1990 г. - Лазару Вентурини в "Моя Любовь, Моя Печаль" (Meu Bem, Meu Mal).
1993 г. - Турку Велью в минисериале "Август" (Agosto).
1997 г. - Мурилу Понтес в сериале "Непокорная" (A Indomada).
1999 г. - Бишпу в минисериале/фильме "Машина для Сжалившейся" (O Auto da Compadecida)
2000 г. - Грек Никос Карабастос в "Уга Уга" (Uga Uga). "Это был очень забавный сериал. Я выучил множество выражений на греческом языке, чтобы изобразить своего персонажа-грека".
2001 г. - Викториу Вьяна в сериале "Порт Чудес" (Porto dos Milagres).
2002 г. - Мигел Мария Коэлью в сериале "Вкус Страсти" (Sabor de Paixao).
Paulo, по материалам exclusivo.terra.com.br, апрель 2004 г.