Съемки в режиме стресса
Во время съемок новеллы "Прожить жизнь" жизнь Матеуса Солано была полностью посвящена ролям близнецов Жоржи и Мигела. Кроме двойной работы из-за игры двух персонажей, требовалось еще и снимать сцены с двумя братьями сразу, а для этого приходилось по несколько раз снимать одну сцену. Кроме этого, актер, как это обычно бывает в новеллах Мануэла Карлуса, получал сценарии новых серий совсем незадолго до съемок, и времени для разучивания было очень мало. А по ночам он обычно отвечал по е-мейл на вопросы журналистов.
- Попытки назначить вам интервью продолжались целую вечность, у вас бешеный график. Сколько часов в день снимаетесь?
Определенного графика нет, но съемки у меня почти каждый день, причем снимаюсь в двух ролях. Это значит, что надо полностью менять костюмы и грим. Снимаюсь с понедельника по субботу и иногда по воскресеньям. Жду, когда мне дадут сценарий новых серий, чтобы узнать, что там произойдет. Но я знал, что так будет.
- Играть близнецов в новелле было очень трудно?
Перед началом съемок в течении месяца я занимался с репетитором нашей съемочной группы Патрисией Карвальу, чтобы понять энергию каждого из персонажей. Потом снимался и смотрел отснятое, пытался увидеть удачи и ошибки. Съемки были не легкими. Когда снимали сразу двоих, сначала играл одного, переодевался, играл другого, иногда снова приходилось переодеваться, чтобы переснять в другом ракурсе. Это очень сложно и требует большой уверенности в своей игре этих персонажей.
- Вас обучали приемам, которые используются на съемках?
Всем приемам я обучился во время съемок.
- Было легко сделать их разными?
Нет. В начале я играл одного из них, постоянно думая, как бы поступил другой. А освоился я уже после того, как новелла пошла в эфир.
- Есть какой-нибудь прием, который бы помогал легко входить и выходить из образов этих персонажей?
Прическа, костюм, грим очень помогают при переходе от одного к другому, потому что перемена всегда происходит очень быстро. Когда надеваю костюм, делаю прическу с пробором, как у Жоржи, я уже не запутаюсь. А как сделаю вот такую лохматую прическу, побью себя по щекам, посмотрюсь в зеркало и говорю: "Боже, да это Мигел!"
- Вы общались какое-то время с близнецами во время подготовки к съемкам?
Нет. Я пытался представить, каково это - иметь такого же брата, как ты сам, как ужасно может быть, когда с самого детства рядом с тобой есть кто-то в точности такой же, как ты. Я думал также, каково это для Жоржи - всю жизнь слушать, что Мигел такой веселый.
- Какие приемы используются для того, чтобы показывать обоих одновременно?
Когда разговариваю "сам с собой", на самом деле я говорю с Габриэлом Делфину. Он не просто дублер-"тело", он актер, который должен играть вместе со мной. Я нуждаюсь в нем, потому что кроме одинаковых жестов и одежды, существует некая последовательность намерений.
- Вы считаете, что актерская игра дублера похожа на вашу?
Он пытался полностью имитировать, копировать мою игру, но я сказал: "Мне нужно, чтобы ты правдиво подавал мне пасы, чтобы я мог правдиво на них реагировать. Если бы мне нужна была карикатура на самого себя, я бы лучше сыграл это в одиночку". Моя работа - у партнера в глазах.
- А технические приемы, камера?
Для разных типов сцен используются разные камеры. Чаще всего используются камеры "Wipe", старый способ, когда площадь экрана была поделена пополам и съемки велись статичной камерой. А есть и новый способ "motion control" (управление движением). Показываются планы последовательно, от меня до меня. Схема очень сложная для объяснения и для понимания (смеется).
- Какая была самая сложная сцена?
Драка братьев, в которой один делает борцовским приемом захват другого, и сцена слежки в душе в первых сериях. В сцене с дракой использовалась камера "red replacement" (замена цвета). Дублеру одели синюю маску, на место которой потом поместили мое лицо. Но этот способ используется не очень часто, потому что он сложный.
- Это большой стресс?
Свихнуться (смеется). Хорошо еще, что я подготовился. Очень важна еще работа моего дублера Габриела Делфину, который является актером. Всегда, когда близнецы снимаются в одной сцене, он играет со мной. Что он актер - это важно, потому что он должен задавать тон сцене. И он также должен был играть обоих, он мне очень помогал. Я всегда говорю, что он мой настоящий брат.
- Что выделаете, чтобы избежать схематичного противопоставления - один очень хороший, а второй очень плохой?
Надо было четко уяснить с самого начала, чтобы зрители их различали, однако со временем их характеристики изменятся. Манеко (сценарист Мануэл Карлус) задачу мне никогда не облегчал. Он назначил Мигелу заботиться о Ренате (Барбара Паз), сделал его еще более ответственным, чем Жоржи. И добавил Жоржи легкого отношения к работе, что сочетается с характером Мигела. Все время Манеко дает мне две стороны, чтобы один не был только веселым и хвастливым, а вторым только занудным и закрытым. И мне нравится играть на этих тонкостях.
- Кто из близнецов вам нравится больше?
Такого нет. Если и есть кто-то, кто не может отдать предпочтение ни одному из близнецов, то это я. Мне очень симпатичен Жоржи, я понимаю его образ человека серьезного, и мог бы быть им. И Мигела я понимаю тоже.
- Вам не слишком нравится ярлык героя-любовника, да?
Мигел - герой-любовник, Жоржи - герой любовник. Но я - просто актер, который пытается сделать их как можно более разными. Если мне надо было бы выбрать для себя одну единственную роль, я бы сыграл жизнь Матеуса Солану, что тоже непросто.
Марина, по материалам "O Estado de S. Paulo" и "Folha de S. Paulo", май 2011 г.