"Жизнь научила меня жить настоящим"
Желание быть актрисой всегда присутствовало в жизни Наталии ду Валли (Natalia do Valle). Она родилась 6 марта 1951 года в Рио-де-Жанейро в семье португальцев Амандиу Николау ду Вали, риэлтера, и Сары Феррейры ди Фрейтас, домохозяйки, эмигрировавших в Бразилию в поисках лучшего будущего. Они поженились еще в Португалии, но Наталия и ее брат родились уже в Бразилии.
Уже в школе она играла в любительском театре. "Я из семьи, принадлежащей к среднему классу, в которой считалось важным дать детям образование. С детства я знала о трудностях, с которыми нам пришлось столкнуться. Во мне развилось нормальное чувство ответственности. С 12 лет я стала задумываться над тем, на какие жертвы пришлось идти моим родителям, чтобы их дети могли учиться. Я чувствовала, что их усилия не должны пропасть даром. Я училась в сложном колледже Педру II. В доме не было телевизора, потому что мой отец считал, что он отвлекает от учебы. Так что то, что произошло после получения академического образования, было вполне естественным. Мне хотелось пожить в другом городе, подальше от Рио, потому что дома я чувствовала себя пленницей. Я поступила на философский факультет Университета Сан-Паулу", - рассказывает Наталия о годах своей юности.
Узнав об отборе слушателей на телекурс на телеканале "Cultura", Наталия прошла его. Там она подружилась с актерами из программы "Телетеатр" и с Валтером Жоржем Дуртом, который пригласил ее сыграть в спектакле, режиссером которого он был. В один прекрасный день Валтер пригласил ее на "Глобо" на пробы в новеллу "Габриэла" (1975). "Я поначалу сопротивлялась. Я считала "Глобо" очень мощной структурой. Чувствовала себя в большей безопасности там, где находилась: на маленьком канале. Но Валтер настаивал, говорил, что я сыграю только в 10 сериях кариоку, которая приехала работать в кабаре в Баие. Страх перерос в любопытство и желание попробовать. Когда я пришла на студию на пробы, Валтер Авансини посмотрел на меня и сказал: "Говори!". Господи, что говорить? Я готовилась пройти тест, играть сцену с другим актером. Единственное, что можно было сделать, - это постараться расслабиться. Я закурила и начала произносить свой текст. Авансини скрестил руки и прервал меня: "Собираешься курить? Ты разве не знаешь, что сигарета - это костыль для актера?". Я сразу же затушила сигарету, пробы были ужасны", - рассказывает она. Но она их прошла. Так началась ее карьера на "Глобо".
Наталья ду Валли гордится теми "посланиями", которые два ее персонажа несут женской аудидории. Первый персонаж - это Дулсе из "Aquarela do Brasil" ("Бразильская акварель"), которая решила расторгнуть свой брак, когда узнала, что муж ей изменяет, хотя в то время считалось нормальным в такой ситуации сделать вид, что ничего не случилось. Второй - это Силвия из "Женщин в любви", которая жила в браке, где давно уже не было любви, и которая решила дать волю своей чувственности с намораду своей горничной.
Актриса из тех людей, которые предпочитают не делить персонажей на любимых и нелюбимых. "Делая выбор, люди рискуют быть несправедливыми", - объясняет она. Но для некоторых делает исключение. "Обожаю злодеек", - подтверждает Наталия, вспоминая Андреа из новеллы "Cambalacho". "Она одновременно была и очень плохой, и очень забавной. И текст был чудесным", поясняет она. Актриса также не скрывает нежности, которую испытывает к своей героине из "Женщин в любви" Силвии.
Прошло много времени с тех пор, когда она в последний раз работала с Мануэлом Карлосом. После хороших отзывов об их работе в "Agua Viva" была еще новелла "Baila Comigo", где они снова работали вместе. "Я так хотела снова сняться в его новелле, что приняла бы приглашение, даже если бы персонаж был непривлекательным", - отмечает она.
Неожиданностью стало для актрисы Наталии ду Вали приглашение сниматься в новелле "Женщины в любви", она даже подумывала отказаться. Ее мать тяжело болела, у нее обнаружили рак. В то время она также много репетировала, так как вскоре должна была состояться премьера пьесы Мигела Фалабеллы "Capitanias Hereditarias". Ей приходилось курсировать между больницей, домом матери и театром. В октябре ее пригласили Рикарду Ваддингтон и Мануэл Карлос. "Я боялась принять на себя новые обязательства, потому что опасалась не выполнить свой дочерний долг". Актриса знала, что матери осталось жить немного, и она решила проводить с ней как можно больше времени. Однако по настоянию матери, ее преданной поклонницы, актриса согласилась на роль. Так в резюме Наталии появилась роль взбалмошной мадам, которая изменяет мужу с таксистом, который, в свою очередь, встречается с ее горничной. На улице актрису встречали аплодисментами.
"Моя мама очень мной гордилась. Она уже потеряла сына (Антониу ду Валли, на пять лет старше Наталии, ее единственный брат) и мужа. Именно она просила меня согласиться на это предложение. Она сказала: "Соглашайся, я хочу снова увидеть тебя по телевизору". Но ей больше не довелось увидеть меня ни на экране, ни в театре. Она умерла 12 ноября, накануне премьеры пьесы. Ей было 80 лет... Мама умерла в 9 часов вечера. В 11 утра следующего дня ее похоронили. Мигел Фалабелла сказал, что он может отменить премьеру. Но к вечеру я решила принять участие в спектакле. Премьера состоялась на следующий день, на ней присутствовали медики, которые сопровождали меня 30 дней. Меня очень поддерживали друзья. Мне кажется, что подниматься на сцену, гриммироваться и смешить людей было легче. Находиться одной было бы невыносимо. И одновременно это было способом почтить память моей матери", - вспоминает Наталия события, которые сопровождали ее съемки в "Женщинах в любви".
"Семья это те, кого ты таковой считаешь"
- Вы ощущали нехватку семьи?
Семья это те, кого ты таковой считаешь. У моего отца было четверо братьев, а у моей матери - сестра. Но видела я их всего несколько раз в жизни, потому что они остались в Португалии. Так что семьей, в том смысле, что мы в нее в вкладываем - обмен подарками на Рождество, совместное празднование дней рождений, поддержка в горестях, - была для меня семья моего второго бывшего мужа Васку (Диас, исполнительный директор международной компании, брак с которым продлилися с 1989 по 1995 год). Мы до сих пор общаемся с моей бывшей свекровью, так же, как и с Ренатой, ее дочерью, которая выросла на моих глазах. С Васку у нас всегда были дружеские отношения. Конечно, сложно подстроиться под мою работу. Я снимаюсь на телевидении, а по выходным гастролирую с каким-нибудь спектаклем. А он был предпринимателем, которому нужно было вставать рано утром каждый день. Когда в 1991 году ему пришло предложение поработать в Лондоне, я сочла, что пришло время идти на уступки. Я сделала паузу в работе на год и уехала жить в Англию. Наши отношения этого заслуживали.
- Сложно расторгнуть брак?
Я была замужем дважды, один брак продлился 5 лет (с режиссерорм "Глобо" Паулу Убиратаном, с 1981 по 1986 год), а другой 6 лет. Важно понимать, в какой момент лучше разорвать отношения, пока они не стали деструктивными. Когда отношения закончились, люди должны оглядываться назад и видеть только хорошее. Я горжусь своими двумя браками, а также тем, как они закончились.
- Вы не думали о том, чтобы завести ребенка?
Я не хочу вдаваться в физические и психологические причины, почему Бог не дал мне детей.
- Что вами движет?
Мною движет страсть. Я считаю, что когда исчезает энтузиазм, и человек решает, что он все знает о жизни, ему можно уходить в другой мир. Хотя возраст сделал меня мудрее и великодушнее, есть еще много, чего я не знаю. Я испытываю воодушевление, общаясь с друзьями, возлюбленными, слава Богу.
- Верите в Бога?
Я католичка по вероисповеданию. Но ближе всего к Богу я чувствую себя не на мессе, а в пустой церкви. Природа также приближает меня к Богу. Я чувствую его присутствие, когда я смотрю на море.
- У вас есть планы на будущее?
Я предпочитаю не говорить о своих проектах до того, как они реализуются. И предпочитаю не планировать заранее.
- Думаете вновь выйти замуж?
Как я уже говорила, я привыкла не загадывать, а это тоже своего рода планирование.
- Какой важный урок вы усвоили у жизни за последнее время?
Жизнь научила меня жить настоящим. Я больше ничего не откладываю на потом.
- Что-то конкретное послужило причиной этого?
В 1993 году, когда я играла спектакль "A Partilha" в Ресифи, мне позвонила моя мать и сказала, что отца положили в больницу. Он что-то съел и провел три дня в больнице. Для нас это был большой стресс, потому что мы думали, что проблема могла быть связана с раком горла, который у него был. Но не было ничего видно. Отца выписали и через два дня, когда спектакль уже был в Жоао Пессоа, мама позвонила мне и сказала, что теперь мой брат попал в больницу. С ним случился инсульт, когда он принимал ванну. Ему сделали две операции, но не спасли. Это был удар для меня. В то время у моего брата были финансовые трудности. Я решила помочь ему купить комнату - кабинет, оплатила ему обучение его сына и курсы английского. Но в той суете, переезжая из одного города в другой, у меня не было времени поговорить с ним. Я хотела, чтобы он, по меньшей мере, знал о моем большом желании ему помочь. Это стало для меня уроком. Я пообещала больше никогда не молчать, когда речь о таких важных вещах, больше никогда не откладывать и говорить все, что чувствую.
"Хорошие роли есть всегда"
За 30 лет карьеры Наталия ду Валли снялась только в одном полнометражном фильме: "Pra Frente, Brasil" ("Вперед, Бразилия") Роберту Фариаса. Актриса, обладающая отличным чувством юмора, признается, что чувствует себя наполовину "забытой" режиссерами кино. "Но сейчас я уже не слишком от этого страдаю, потому что я много снимаюсь на телевидении и играю в театре. Таким образом я не чувствую себя отвергнутой", - удовлетворенно замечает она, смеясь.
Что касается театра, то у Наталии нет поводов жаловаться. Пьесы следуют одна за одной. Перед съемками в "Талисмане" она играла в уже упомянутой постановке "Capitanias Hereditarias" Мигела Фалабеллы. Содружество с этим режиссером, между прочим, одно из самых продуктивных в карьере Наталии на подмостках. Она не только была в первом составе пьесы "A Partilha", которая не сходила с театральных сцен Бразилии в течении пяти лет, но и участвовала в написании сценариев. Все началось со съемок новеллы "O Outro" ("Другой") в 1987 году, когда Фалабелла пообещал, что напишет роль специально для Наталии. "Я напоминала ему, но роль так и не была написана. Я уже перестала верить, он это понял, и решил что-нибудь написать, только чтобы не прослыть лжецом", - рассказывает актриса.
- Есть разница в том, играть ли главного или второстепенного персонажа?
Не вижу никакой разницы. Я уже играла главные роли. Я играла главные роли молодых девушек, играла главные роли не очень молодых девушек, главные роли совсем не молодых девушек. Что на самом деле важно, так это то, чтобы роль была хорошей. В "Женщинах в любви", например, мой персонаж не центральный в сюжете, но для меня эта роль так же хороша, как и главные роли, которые я сыграла. Единственное, что отличает главную роль от второстепенных, это то, что ты больше снимаешься, у тебя больше работы, больше сцен с твоим участием. Но это тоже относительно, потому что иногда второстепенный персонаж так "разрастается", что его снимают больше, чем главного. Таким образом, никакой разницы нет. Хорошо играть хороших персонажей у хороших авторов. Если следовать этому правилу, то тебя ждет успех.
- Вы привыкли критически оценивать свою работу?
Всегда сложно оценивать свою работу, но я считаю это очень важным. Ведь тогда у тебя появляется возможность изменить что-то, что нуждается в корректировке. Телевидение очень зависит от техники, иногда сцена получается отличной в эмоциональном смысле, но никуда не годится в техническом. Иногда же получается с точностью до наоборот: иногда тебе кажется, что ты сыграл плохо, но технически все сделано настолько хорошо, что ты принимаешь все за чистую монету, получаешь все эмоции, которых требует ситуация.
- Иногда вы думаете о том, что с возрастом у вас будет все меньше хороших ролей?
Многие считают, что хороших ролей для актрис за 40 нет. Многие актрисы говорят об этом. Но я считаю, что всегда есть хорошие роли для 40-летних или 50-летних женщин. В 1981 году я снималась в новелле "Baila Comigo". Я играла молодую девушку, но лучшая роль была у матери молодого человека, которую сыграла Лилиан Леммертц. Недавно Кристиани Торлони сыграла главную роль в "Женщинах в любви", Режина Дуарте - в "Во имя любви", Вера Фишер - в "Теперь их очередь" ("Agora e que Sao Elas")... На самом деле, телевидение очень ценит молодость и поэтому существует множество ролей для молодежи. Но лучшие роли, конечно, не те, которые играют молодые. Хорошие роли - это те, которые привлекают внимание зрителей, которые показывают конфликт матерей с детьми, женщин с мужьями… У 15-летних и 18-летних еще нет этих проблем. Ты начинаешь аккумулировать эти конфликтые ситуации лет с 30. Это истории людей, которые привлекут внимание.
- Тяжело сниматься в новелле?
Едва ли. Я не снимаюсь каждый день. Я обожаю проводить время с друзьями. Предпочитаю приготовить для них что-нибудь дома, чем ходить в ресторан. Можно расслабиться, посидеть на полу, посмеяться и говорить глупости. На самом деле моя жизнь сейчас более спокойная, чем раньше. Обычно я встаю в 8 утра, пью сок из хлорофилла, читаю журналы, а потом еду на студию. Еду привожу с собой из дома, потому что мне кажется, что это полезнее для здоровья.
- Забота о здоровье включает гимнастику и терапию?
Я не делаю гимнастику каждый день, ленюсь. В среднем - три раза в неделю. Двадцать минут делаю упражнения на мате и час - на тренажерах. Это скучно, но необходимо. Недолго посещала психоаналитика, где-то около двух лет. Через некоторое время я поняла, что в голове психоаналитика еще больше сумбура, чем в моей собственной.
- Какую роль вы считаете лучшей в своей карьере?
Персонаж, которого я играю в данный момент в новелле, всегда самый важный в моей карьере. Защищаю каждого персонажа, как будто он самый важный, самый значительный. Иногда, когда новелла заканчивается, я оборачиваюсь назад и вижу, что было не так. Но когда я работаю, я полностью вовлечена в то, что я делаю, и стараюсь показать лучшее, на что я способна.
"Летисия - женщина счастливая"
Когда ее пригласили сниматься в 19-часовой новелле "Талисман" (Comecar de Novo), Наталия ду Валли прочла синопсис и стала думать о том, какая она, Летисия, главная героиня истории Антониу Калмона и Элизабет Жин. "Мой персонаж - счастливая женщина, даже не смотря на то, что она потеряла любимого человека, свою первую большую любовь. Она не живет сожалениями, хотя и переживает потерю, но это не мешает ей жить страстно, с энтузиазмом, она креативна, и любит своего мужа (Анселму, роль Вернера Шунемана), - анализирует Наталья и добавляет, - У меня тоже были потери, просто внутри каждого из нас есть что-то такое, что поддерживает в сложные моменты жизни".
- Что для вас делает Летисию хорошим персонажем?
Я считаю ее интересной, потому она не просто домохозяйка, эта женщина делает все сама. Она одновременно нежная, романтичная, сильная, боевая и последовательная. Ей очень хорошо удается сохранить баланс между личной и профессиональной сторонами жизни. Для меня персонаж положительный, если ему удается передать что-то позитивное зрителям. И она это делает. Мне кажется, что эта необходимость совмещать семью и работу двигает женщинами в наши дни. Это общее у всех нас. Я не слишком похожа на Летисию, но у нас есть одна общая черта: как и мне, ей часто приходится бороться.
- Сложно было правдоподобно изображать страсть, которая полыхает с прежней силой после 30 лет разлуки?
Я считаю, что любовь Летисии и Мигела абсолютно реалистична. Мне кажется, что отношения могут возвродиться спустя 30 лет с новой силой. Возможно также, что эта любовь живет так долго, потому что была прервана в самом начале, ты чувствуешь, что тебя обокрали, что тебе чего-то не додали. В таком случае, это может случиться с каждым.
- Как вам работалось с Маркусом Паулу?
Работать с ним чудесно. Прошло много лет с тех пор, как мы вместе играли на "Глобо" в "Cirandinha". Еще мы снялись вместе в эпизоде "Voce Decide", тогда работалось отлично, мы ощущали большую близость. А сейчас мы снялись в новелле, это самая большая работа, самая глубокая. Я была рада, получив приглашение от него как от режиссера, а также нашла много привлекательного в том, что он был еще и актером в этой работе.
- Что-то вдохновляло вас на создание образа Летисии?
Я привыкла не сильно волноваться по поводу того, как создать персонажа, когда снимаюсь в новелле, потому что я никогда не знаю, что будет потом. Я придумаю что-нибудь одно, а все так изменится, что я и представить себе не могла. С Силвией из "Женщин в любви" случилось именно это. К счастью для меня, в данном случае, сюрприз был приятным. Когда я получила синопсис, в моей голове возникло клише. Я представила себе женщину, муж которой к ней равнодушен, дочь выходит замуж, она чувствует себя одинокой и, в конце концов, влюбляется в любовника своей горничной. На самом деле все получилось совершенно по-другому: в их отношениях с Каэтану не было и тени влюбленности, она его соблазняла, она задавала тон. Когда я это прочла, я подумала: "Вот это будет спектакль!". Так и случилось, потому что сочетание чувственности, игры, комедии было беспроигрышным.
Наталья, июнь 2006 г.