Уйти от однообразия
Этот актер со светлыми глазами, тонкими чертами и брутальным выражением лица часто играет персонажей, твердо стоящих на ногах, физическим трудом добывающих хлеб насущный. Его костюмы - поношенная одежда рыбака. Эрсон Капри (Herson Capri) говорит, что именно такие герои ему и нравятся, хотя сам он ни в коей мере не производит впечатления неотесанного простолюдина.
Эрсон Капри вырос в городе Куритиба на юге Бразилии. Его отец был активистом партии коммунистов, был несколько раз арестован. Свои первые шаги на сцене Эрсон сделал в возрасте 15 лет. И хотя он пошел потом учиться на факультет экономики и даже поработал экономистом в сфере недвижимости, увлечение театром не бросил. Слишком сильное впечатление произвел на него запах сцены и шорох кулис. Параллельно он учится театральному мастерству и в середине 1970х годов приезжает в Сан-Паулу с целью начать карьеру артиста. В 1975 году он дебютирует в театре и на телевидении - на канале "Тупи", в новелле "Vila do Arco".
С тех пор снимался он практически без перерыва. В его сериалографии новеллы почти всех бразильских каналов - SBT, Band, Cultura, Tupi, Manchete и, конечно же, "Глобо", с которым он сотрудничает с 1984 года. Своими самыми важными и любимыми ролями он называет Антонио в новелле Бенедиту Руя Барбозы "Иммигранты" ("Os Imigrantes"), полковника Теодору из "Возродиться" ("Renascer") этого же автора и Рамиру из "Тропиканки" ("Tropicaliente") Валтера Неграо. "Теодору великолепный злодей, очень богатый, с огромными возможностями. И я очень скучаю по Рамиру, мне нравятся персонажи Валтера Неграо", - говорит актер. Эрсон Капри безусловный поклонник стиля этого сценариста. Он с радостью принял приглашение сыграть в сериале "Как одна волна" ("Como uma onda") рыбака Сандовала вскоре после роли Фернао в минисериале "Одно лишь сердце" (Um So Coracao). "Я рад, что могу поупражняться в переменчивости, уйти от персонажа формального, элегантного, сдержанного и поставить ноги на землю, ходить в шортах и играть рыбака", - делиться Эрсон.
В настоящий момент он играет в новелле Жоао Эмануэла Карнейру "Змеи и ящерицы" амбициозного бабника Отавиану, который готов на многое ради богатства. "Я предпочитаю роли как рыбак Рамиру из "Тропиканки". Мне больше нравится играть положительных героев, потому что играешь как чувствуешь, тебя положительно оценивают, играешь приятные ситуации, любовь. Я ухожу со съемок и возвращаюсь домой с легким сердцем. Злодей меня расстраивает. Играть что-то скверное, даже если это и вымысел, мне не нравится. После съемок сцен "Терезы Батисты" я чувствовал себя опустошенным", - рассказывает он. К своим 53 годам актер сыграл более 30 ролей в сериалах и всеми способами избегает повторов. Поэтому он отказался от нескольких ролей злодеев после того, как сыграл их в новеллах "Partido Alto", "Anjo de Mim", "Renascer" и "Vila Madalena". Ничего против ролей негодяев он не имеет, считает, что именно они создают действие в сериалах. Проблема в том, что надо играть те же самые чувства, в основном негативные. "Когда пытаешься играть достоверно, негативная энергия персонажа влияет на тебя. Если шесть раз подряд сыграть того, кого презирают, сам почувствуешь себя побитым", - говорит он с улыбкой.
Имея за плечами 40 лет карьеры, Эрсон до сих пор влюблен в свою профессию. Удовольствие от работы так велико, что, в отличие от многих актеров, Эрсон любит совмещать съемки в новеллах с работой в театре или кино.
Эрсон Капри называет себя типичным отцом семейства. Он любит прводить свободное время с детьми и женой дома, в районе Итаньянга в западной зоне Рио. С 35-летней Сузаной, врачом по профессии, они женаты уже 11 лет, это его третий брак. У актера четверо детей - двое сыновей и две дочери: Лаура 27 лет от первого брака, 25-летний Педру от второго брака, и младшие: 9-летний Лукас и 5-летняя Луиза. С первой женой, Марсией, он до сих пор поддерживает теплые отношения. Со второй женой, актрисой Малу Роша, расставание было конфликтным, с судебной тяжбой об алиментах, и они с тех пор не разговаривают, хотя с сыном от этого брака, Педру, Эрсон в хороших отношениях.
И хотя Эрсон Капри считает, что актер - самая лучшая профессия на свете, он уверяет, что не будет оказывать давление на профессиональный выбор детей. Педру, например, решил стать кинорежиссером, так и не дождавшись от отца определенного совета на этот счет. "Я говорил ему: Смотри, парень, все зависит от того, что тебе нравится, это должно быть хорошо тебе", - рассказывает актер. Он, тем не менее, с удовольствием хвалит работы сына - короткометражки "В поисках Лауры" и "Роды". При первой же возможности Эрсон планирует пригласить сына для совместной работы в театре, ему нравится идея поработать вместе.
В 1999 году для роли Иисуса Христа в спектакле "Страсти Христовы" Эрсон Капри оказался полноват и решил сделать липосакцию. Во время обследования перед этой процедурой у него был обнаружен рак легкого в начальной стадии, и он был прооперирован. Эрсон говорит, что после этой истории стал больше радоваться жизни, перестал огорчаться по мелочам и верит, что раннее обнаружение опухоли и своевременность операции дело рук Господа. Актер уверен, что курение - а он курил более 30 лет - сыграло свою роль, но отказаться от вредной привычки очень сложно. "Я пробовал бросить, но не удавалось. Бросал, потом начинал снова. Это внутренний конфликт - знать, что вредно и получать удовольствие. Три раза бросал, один раз не курил три года, - говорит он и добавляет, - Я не являюсь занудным экс-курильщиком. Говорю на эту тему только когда меня спрашивают. Когда кто-то говорит, что не может бросить курить, я отвечаю, что это вопрос только силы воли и советую ему иногда делать снимок легких. Но без нравоучений. Когда курят около меня, я отхожу, потому что у меня аллергия. У меня теперь легкие с ограничениями". Было время, когда он рекламировал сигареты: "Снимался в рекламе сигарет. Ни вины, ни раскаяния не испытываю. Вокруг сигарет развернулась большая дискуссия. Что могу сказать - это что курение вредно, оно может быть причиной рака, в том числе и в моем случае". Признается, что употреблял марихуану, время от времени, с интервалами: "Не употреблял марихуану для работы. Работа актера вещь тонкая, и марихуана сильно рассеивает внимание. Употреблял на ночь, дома. Поддерживал равновесие, если так можно выразиться в отношении наркотика".
- У вас уже были персонажи романтические, простолюдины, но ваш герой в "Змеях и ящерицах" иной. Вас это привлекает в Отавиану?
Конечно! Хотя бы потому, что я не помню, чтобы играл таких бабников. Я играл роли романтические, но это были мужчины, которых интересовала одна женщина. Но Отавиану это что-то новое. Он для меня упражнение на разнообразие. У него плохой характер, но он не является злодеем в этом сюжете. Он женат, у него дети, но у него есть связи с другими женщинами. Человек он плохой, но не абсолютно. В конце концов, у Отавиану есть разные свойства, благодаря которым он нов для меня. Поэтому он мне нравится. Это то, что является наиболее важным для меня. Я уже играл злодеев, но такого еще нет.
- Какую роль вы бы никогда не сыграли?
Видите ли, у меня нет сильной привязанности к особым персонажам. Появляется роль - и я могу сказать, хочу я ее играть или нет. В новеллах - не мы выбираем, а нас выбирают. Но ясно, что всегда есть много возможностей. Я только что посмотрел "Сегодня день Марии" с большим количеством замечательных ролей; сериал сделан очень творчески. Почему я не могу сыграть, например, нищего, полоумного, гомосексуалиста, травести? Всегда есть масса возможностей.
- В таких новеллах, как "Тропиканка", "Однажды" ("Era uma Vez"), "Как одна волна" вы играете однотипных персонажей - простых, современных, чувствующих связь с природой, верящих в семейные ценности. Вас такие герои стимулируют?
Мне очень нравится играть персонажей открытых и я люблю простой стиль персонажей Валтера Неграо - привязанных к земле, морю, растениям, рыбе. Что называется, прочно стоящие на земле. Этот тип очень близок мне. И вопреки впечатлению, играть их мне достаточно сложно. Когда герой требует какого-то перевоплощения, надо только снабдить его всем необходимым и он уже там. А если он похож на меня, у меня появляются сомнения: "Я играю его или сам себя?". Это сложно и всегда является интересным упражнением. Я только не хочу повторять одну и ту же роль из новеллы в новеллу. Например, после минисериала "Одно лишь сердце", где я сыграл героя серьезного, который требовал от меня выправки, концентрации на серьезных выражениях, элегантности, постоянных сложных костюмов, Сандовал дал мне возможность расслабиться. Он человек открытый, свободный спину не держит, без определенной манеры говорить, он очень современный.
- Сложно добиться этого разнообразия в сериалах?
Уход от однообразия всегда требует определенных усилий. Хотя бы потому, что канал-производитель выбирает нас исходя из того, что мы уже сыграли. Надо уметь управляться с этим. Я им нужен, и я не хочу повторяться. Так что нам надо решать это вместе. До сегодняшнего дня "Глобо" было очень благосклонно ко мне в этом смысле. Когда я отказываюсь от роли, они понимают, что причина уважительная.
- Много раз было такое?
Только в случаях крайней необходимости. Когда герой был повторением того, что я только что сыграл. Если я играю человека, который будет вмешиваться в отношения любовной пары в новелле, то в следующий раз я не хочу играть того, кто будет вмешиваться в отношения любовной пары. После "Одного лишь сердца" меня приглашали играть героя, у жены которого снова был роман с другим. Я не захотел это играть. Я также несколько раз отказывался играть злодеев, потому что сыграл их уже много раз. Ничего не имею против злодеев, даже наоборот. Иногда злодеи - лучшие роли. Я вижу это в каждой работе, где есть большой злодей и он вспоминается, потому что он усиливает центральный конфликт, стержень истории. Проблема только в повторах.
Марина, октябрь 2006 г.