Ye, также известен как Канье Омари Уэст (англ. Kanye Omari West; род. 8 июня 1977, Атланта, Джорджия) — американский рэпер, музыкальный продюсер, композитор и дизайнер. Вырос в Чикаго, где с юных лет был связан с музыкой. В конце 1990-х — начале 2000-х он получил известность как продюсер, приняв участие в создании хитов для таких исполнителей, как Jay-Z, Ludacris, Талиб Квели и Алиша Киз. Бросив обучение в университете, чтобы сосредоточиться на музыке, он решил стать рэпером, выпустив дебютный альбом, The College Dropout, в 2004 году. За ним последовали альбомы Late Registration 2005 года, Graduation 2007 года, 808s & Heartbreak 2008 года, My Beautiful Dark Twisted Fantasy 2010 года, совместный с Jay-Z альбом Watch the Throne 2011 года, Yeezus 2013 года, The Life of Pablo 2016 года, ye 2018 года и Jesus is King 2019 года.
Канье Уэст известен своими прямыми высказываниями на различных церемониях и в социальных медиа, что не раз приводило к скандалам. В качестве дизайнера он работал с такими компаниями, как Nike и Louis Vuitton, а в 2013 году запустил совместно с Adidas линию одежды YEEZY. Он также основал лейбл GOOD Music и креативное агентство DONDA. В 2014 году женился на звезде реалити-шоу и модели Ким Кардашьян.
Канье Уэст получил признание критиков и был неоднократно назван одним из величайших артистов XXI века. Он вошёл в число самых продаваемых артистов, суммарный объём продаж его альбомов и синглов в цифровом формате и на физических носителях превысил 121 миллион экземпляров. Уэст выиграл 21 премию «Грэмми», благодаря чему он является одним из рекордсменов по числу выигранных номинаций и рекордсменом среди хип-хоп-музыкантов, а также артистов своего возраста. Его альбомы были включены в различные списки лучших альбомов, в том числе в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone. Он несколько раз был представлен в различных списках журнала Forbes и дважды — в ежегодном списке 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time. В 2019 году вошел в список самых высокооплачиваемых музыкантов по версии журнала Forbes. Заработанная сумма составила $150 млн, это второе место в рейтинге. В 2020 году Forbes поставил Канье Уэста с доходом $170 млн на второе место в рейтинге самых высокооплачиваемых знаменитостей.
Биография
Детство и юность
Канье Омари Уэст родился 8 июня 1977 года в городе Атланта, штат Джорджия. Его родители развелись, когда ему было три года, после чего Канье со своей матерью переехали в Чикаго, штат Иллинойс. Его отец, Рэй Уэст (англ. Ray West), состоял в партии «Чёрных пантер» и был одним из первых фотожурналистов-афроамериканцев в ежедневной газете The Atlanta Journal-Constitution. Мать Канье, До́нда Уэст (англ. Donda C. West), была профессором английского языка в университете Кларк-Атланта и деканом факультета английского языка в Государственном Университете Чикаго, до того, как завершила свою карьеру, чтобы стать менеджером сына. Канье Уэст жил в семье среднего класса и учился в средней школе Поларис (англ. Polaris High School) в Оук-Лон, пригороде Чикаго. На вопрос журналистов о своих оценках в школе, Уэст ответил, что он учился «на четвёрки-пятёрки».
В возрасте десяти лет Уэст с матерью переехал в город Нанкин в Китае, где они жили, пока она работала в Нанкинском университете по программе обмена. По её словам, Уэст был единственным иностранным учеником в своём классе, но он быстро влился в коллектив, выучив китайский язык, который он, однако, забыл вскоре после того, как они вернулись в США.
С ранних лет Уэст проявлял интерес к творчеству. В возрасте пяти лет, возвращаясь с отдыха, он написал стихотворение. По словам его матери, когда он был в третьем классе, она начала замечать его интерес к рисованию и музыке. Сам Уэст утверждает, что он хотел разрабатывать компьютерные игры. Его мать подарила ему компьютер Amiga, в котором была программа для создания музыки. По его словам, он научился работать с ней чтобы создавать музыку для игр. Живя в Чикаго, Уэст активно участвовал в городском хип-хоп-сообществе. В третьем классе он начал читать рэп, а в седьмом классе — создавать инструменталы, которые позже он начнёт продавать другим музыкантам. В возрасте тринадцати лет Уэст написал композицию «Green Eggs and Ham» и начал уговаривать свою мать заплатить 25 долларов в час за запись на студии. Студия была далека от совершенства: микрофон в ней свисал с потолка на вешалке. Несмотря на это, Уэст был рад и очень хотел записаться на этой студии. Видя это, его мать не могла отказать ему. Вскоре Уэст познакомился с продюсером No I.D., с которым он быстро подружился. No I.D. стал наставником Уэста и научил его работать с сэмплером, который Уэсту подарили в пятнадцать лет.
Окончив школу, в 1997 году он получил стипендию на обучение в Американской академии искусств, где он обучался рисованию. Однако вскоре он перешёл в Государственный Университет Чикаго, где начал изучать английский язык. В возрасте 20 лет, поняв, что загруженный график обучения мешает ему заниматься музыкой, он бросил обучение. Это очень огорчило его мать, работавшую в данном университете. Она позже скажет: «Мне всю жизнь вбивали в голову, что колледж это билет в хорошую жизнь… Но некоторые карьеры не требуют обучения в колледже. Канье, чтобы создать альбом College Dropout, было необходимо иметь силу воли, а не идти по пути, предложенному обществом»
1996—2002: Начало карьеры и работа с Roc-A-Fella Records
Канье Уэст начал свою музыкальную карьеру в середине 1990-х, создавая инструменталы для местных музыкантов. В конечном итоге он сформировал свой музыкальный стиль, основой для которого стали ускоренные сэмплы соул-композиций. Первое официальное упоминание Уэста встречается на дебютном и единственном альбоме чикагского рэпера Grav, Down to Earth, 1996 года, для которого Уэст спродюсировал восемь композиций и сам исполнил куплет в композиции «Line For Line». Некоторое время Уэст был тайным продюсером американского продюсера, менеджера и рэпера D-Dot. Работая с D-Dot, Уэст не мог вести сольную карьеру, поэтому в конце 1990-х он организовал группу Go-Getters, в которую помимо него вошли другие представители чикагской рэп-сцены и по совместительству его друзья: GLC, Timmy G, Really Doe и Arrowstar. Группа записала несколько композиций, выступала на радио и приняла участие в фотосессии. В 1999 году Go-Getters записали свой единственный альбом, World Record Holders, который, однако, не был выпущен официально.
Конец 1990-х Уэст провёл продюсируя альбомы известных музыкантов и групп. Он стал продюсером композиции «My Life» на втором альбоме Foxy Brown, Chyna Doll, выпущенном в 1999 году. Chyna Doll стал первым альбомом женщины-рэпера, дебютировавшим на первой строчке чарта Billboard 200. Среди альбомов, спродюсированных Уэстом, также были дебютный и единственный альбом группы Harlem World The Movement и The Truth рэпера Beanie Sigel. В конце 1990-х он также стал продюсером дебютного альбома D-Dot, Tell ’Em Why U Madd, выпущенного им от лица The Madd Rapper — персонажа, впервые появившегося в ските с альбома The Notorious B.I.G. Life After Death. Tell ’Em Why U Madd не имел коммерческого успеха, но включал в себя куплеты, исполненные малоизвестными на тот момент рэперами 50 Cent и Eminem.
Успех пришёл к Уэсту в 2000 году, после того, как он начал работать с музыкантами лейбла Roc-A-Fella Records. Широкая известность в качестве продюсера пришла к Уэсту после работы над альбомом рэпера Jay-Z The Blueprint. Музыкальные критики отметили продакшн Уэста, в то время как сам Jay-Z называл Уэста «гением». The Blueprint называется классикой хип-хопа и был включён в многочисленные списки лучших альбомов, среди которых 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone и подобный список журнала NME. Будучи продюсером Roc-A-Fella Records, Уэст работал над альбомами других музыкантов лейбла, среди которых Beanie Sigel, Freeway, Cam’ron. Он также работал над хитами для таких исполнителей, как Талиб Квели, Ludacris, Nas, T.I., Бейонсе, Алиша Киз и Джанет Джексон.
Несмотря на успех, Канье Уэст желал большего: он мечтал стать рэпером. Однако, хоть многие и считали его талантливым продюсером, никто не считал его рэпером. По словам Талиба Квели, «все пытались найти способ получить от него инструменталы так, чтобы он не начал читать им рэп». Звукозаписывающие компании отказывали ему, ссылаясь на несоответствие образу гангста-рэпера и на то, что его детство и юность не проходили так же, как у других представителей жанра. Уэст вёл переговоры с Capitol Records и контракт был почти готов, когда кто-то сказал президенту лейбла, что Уэст «всего-лишь продюсер/рэпер» и что «[его альбомы] не будут продаваться», после чего лейбл отказал Уэсту. Одним из первых талант рэпера в Уэсте заметил Талиб Квели. Уэст был продюсером его альбома Quality и одна из спродюсированных им композиций, «Get By», стала самой успешной сольной композицией Квели. Квели отправился в концертный тур и взял с собой Уэста, разрешив ему выступать вместе с ним. Данные выступления стали одними из первых публичных выступлений Уэста. Позже он не раз будет благодарить Квели за это, в том числе и в композиции «Last Call» на своём дебютном альбоме. Вскоре глава лейбла Roc-A-Fella, Дэймон Дэш, всё-таки решит подписать Уэста на свой лейбл. Однако и они не сразу поверили в Уэста. Как пишет журнал Time, «когда Канье Уэст впервые попросил парней из Roc-A-Fella позволить ему читать рэп, [в комнате] воцарилось неловкое молчание».
23 октября 2002 года Канье Уэст попал в серьёзную автокатастрофу по пути домой из звукозаписывающей студии в Лос-Анджелесе, заснув за рулём. В результате аварии его челюсть оказалась раздроблена и на неё пришлось наложить проволочную шину. Это вдохновило Уэста на написание композиции «Through the Wire» (букв. — «Через шину»), которую он записал через две недели после выхода из госпиталя, ещё со сломанной челюстью. «Through the Wire», в которой Уэст рассказал о своих трудностях после аварии, стала основой его дебютного альбома. Сам Уэст заявляет, что «все лучшие музыканты в истории рассказывали [в своём творчестве] о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться». Он также отметил, что работа над альбомом была его «лекарством», которое отвлекало от боли. Впервые «Through the Wire» была выпущена Уэстом в составе микстейпа Get Well Soon… в 2003 году. В то же время он сообщил о работе над своим дебютным альбомом, The College Dropout, главной темой которого стало «принятие своих собственных решений».
2003—2006: The College Dropout и Late Registration
Уэст работал над The College Dropout, принося в студию свой рюкзак Louis Vuitton, заполненный дисками с музыкой. По словам GLC, на работу над одним инструменталом у Уэста уходило 15 минут. В то же время его друг и менеджер, Джон «Monopoly» Джонсон, заявляет, что Уэст работал над The College Dropout длительное время, начав ещё в Чикаго, годами сохраняя себе инструменталы на тот момент, когда он наконец сможет стать рэпером. Работу над альбомом Уэст заканчивал в Лос-Анджелесе, где он проходил реабилитацию. Вскоре после того, как он закончил работу над альбомом, цифровая версия альбома утекла в интернет, за несколько месяцев до релиза. Тогда Уэст решил значительно переделать альбом, улучшив его качество, добавив в композиции струнные инструменты, госпел-хоры и новые куплеты. Перфекционизм Уэста привёл к тому, что релиз альбома переносился три раза с изначальной даты — август 2003 года.
The College Dropout был издан на лейбле Roc-A-Fella Records в феврале 2004 года. Альбом дебютировал на второй строчке чарта Billboard 200, за первую неделю было продано почти полмиллиона экземпляров. Дебютный сингл с альбома, «Through the Wire», поднялся на 15-ю строчку чарта Billboard Hot 100 и продержался там пять недель. Второй сингл, «Slow Jamz», исполненный совместно с Twista и Jamie Foxx, был ещё более успешен, став его первым синглом, поднявшимся на первую строчку Hot 100. Однако наибольшую популярность получил четвёртый сингл, «Jesus Walks», ставший одной из самых известных композиций Уэста. В ней рэпер поднимает вопросы веры и христианства. Несмотря на то, что представители музыкальной индустрии сомневались в успехе подобной композиции, «Jesus Walks» смогла подняться на 11-ю строчку Hot 100, где она продержалась две недели. The College Dropout получил положительные отзывы критиков и называется классикой жанра. Альбом трижды получил статус платинового в США и принёс Уэсту 10 номинаций на премию «Грэмми» 2005 года, из которых он победил в трёх: лучший рэп-альбом, лучшая рэп-песня за «Jesus Walks» и лучшее совместное рэп-исполнение за «Slow Jamz». В то время основой музыкального стиля Уэста были ускоренные соул-композиции. Однако после успеха The College Dropout музыканты стали копировать данный стиль, что стало одной из причин смены музыкального стиля Уэстом. Осенью 2004 года Канье Уэст открыл свой собственный лейбл, G.O.O.D. Music, на который он позже подпишет своих знакомых музыкантов, среди которых Common и Джон Ледженд.
Работу над своим вторым альбомом, Late Registration, Уэст начал в конце 2004 года, закончив свои выступления в рамках концертного тура Ашера. По неподтверждённой информации, на запись альбома ушло около двух миллионов долларов, а сам рэпер утверждает, что для работы над альбомом он взял в долг 600 000 долларов. Большое влияние на стиль данного альбома оказал концертный альбом группы Portishead Roseland NYC Live. В частности именно благодаря ему он добавил в композиции с Late Registration живой струнный оркестр. Сам Уэст позже признался, что он и раньше хотел сделать нечто подобное, но смог позволить только после успеха своего дебютного альбома. Он также пригласил для работы над альбомом американского композитора Джона Брайона, который стал сопродюсером нескольких композиций альбома. Это стало неожиданностью для многих фанатов. Несмотря на то, что Брайон до этого не работал с хип-хопом, они с Уэстом быстро нашли общий язык: свою первую композицию, «Gold Digger», они закончили в конце первого рабочего дня. Late Registration был выпущен в августе 2005 года. За первую неделю было продано 860 000 экземпляров, что позволило ему дебютировать на первой строчке чарта Billboard 200 и позже получить статус трижды платинового. Музыкальные обозреватели отмечали, что Late Registration был единственным коммерчески успешным альбомом того периода, когда наблюдалось падение продаж альбомов. Альбом получил положительные отзывы критиков. На премии «Грэмми» 2006 года Уэст получил восемь номинаций, как за Late Registration и синглы с него, так и за совместные работы с Алишей Киз и Common. Из них он победил в трёх номинациях: лучшее сольное рэп-исполнение за «Gold Digger», лучшая рэп-песня за «Diamonds From Sierra Leone» и лучший рэп-альбом за Late Registration.
Несмотря на то, что ранее с Канье Уэстом уже был связан скандал, когда он покинул церемонию награждения American Music Awards 2004 года, не получив награду «лучший новый исполнитель», его первый крупный скандал произошёл вскоре после выхода Late Registration, во время благотворительного концерта, в рамках которого проходил сбор средств жертвам урагана Катрина. Концерт транслировался в начале сентября 2005 года каналом NBC и Уэст был приглашён выступить с речью. Однако, находясь в прямом эфире, он отошёл от заготовленной речи, выступив со своим собственным минутным монологом. «Я ненавижу то, как они представляют нас в средствах массовой информации. Если это чернокожая семья, то они говорят: „они грабят“. Если это белокожая семья, то они говорят: „они ищут еду“», — сказал он. После его речи Майк Майерс продолжил свою заготовленную речь. После того, как он передал слово обратно Уэсту, Уэст заявил: «Джорджу Бушу плевать на чернокожих людей». Данная цитата разошлась по всей стране, вызвав у людей неоднозначную реакцию. Буш назвал данный эпизод «отвратительным моментом» своего президентского срока. Позже Уэст извинился перед ним и Буш простил его. В январе 2006 года Уэст появился на обложке журнала Rolling Stone в образе Иисуса Христа с терновым венцом на голове, что также вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
2007—2009: Graduation и 808s & Heartbreak
Проведя 2006 год, выступая вместе с группой U2 на их концертном туре Vertigo Tour, Канье Уэст решил записать альбом, композиции которого подходят для выступлений на больших стадионах. Он использовал элементы жанров, популярных в 80-х: электро и диско. Среди источников вдохновения также называются арена-рок-группы, такие как U2, The Rolling Stones и Led Zeppelin. Чтобы сделать свой новый альбом, третий в запланированной тетралогии альбомов, посвящённых обучению, более личным, а также с целью развить навыки повествования, Уэст слушал фолк и кантри-музыкантов, таких как Боб Дилан и Джонни Кэш.
Альбом, названный Graduation, получил широкое освещение в прессе ещё до своего выхода: его дата релиза совпала с датой выхода альбома Curtis рэпера 50 Cent, из-за чего пресса устроила противостояние между рэперами. Незадолго до назначенной даты 50 Cent заявил, что закончит свою карьеру, если проиграет. Оба альбома вышли 11 сентября 2007 года. Graduation победил, продавшись за первую неделю тиражом 957 000 экземпляров, против 691 000 у Curtis. 50 Cent позже обвинил лейбл Уэста, Def Jam, в накручивании количества продаж, по его словам лейбл сам скупал альбом. Graduation дебютировал на первой строчке Billboard 200. Для данного чарта продажи альбома стали рекордными за более чем два года. Второй сингл с альбома, композиция «Stronger», поднялся на первую строчку чарта Billboard Hot 100. Позже Graduation получил статус дважды платинового. Альбом получил в целом положительные отзывы критиков. Бен Детрик (англ. Ben Detrick) из журнала XXL считает победу Graduation над Curtis исторической, открывшей дорогу рэперам, не подходящим под шаблонный образ гангста-рэпера. «Если в истории хип-хопа был момент, ознаменовавший смену его направления, то это, скорее всего, было противостояние между 50 Cent и Канье в 2007 году», — пишет он. В 2007 году Канье Уэст получил восемь номинаций на премию «Грэмми», из которых он победил в четырёх: лучший рэп альбом за Graduation, лучшее сольное рэп исполнение за «Stronger», лучшая рэп песня за «Good Life» и лучшее рэп исполнение дуэтом или группой за «Southside».
Однако вскоре в жизни Канье Уэста произошли значительные перемены. Через несколько месяцев после релиза Graduation, в ноябре 2007 года, от осложнений после пластической операции умерла его мать, Донда Уэст. Через несколько месяцев после этого он поссорился со своей возлюбленной, Алексис Файфер (англ. Alexis Phifer), с которой он познакомился ещё в 2002 году и обручился в августе 2006 года. Эти события оказали большое влияние на рэпера, который отправился в 2008 году в концертный тур Glow in the Dark Tour. На церемонии награждения премии MTV VMA 2008 года он представил свой четвёртый альбом, 808s & Heartbreak, исполнив главный сингл с него, «Love Lockdown». Альбом сильно отличался от предыдущих работ Уэста. Музыкальные критики отнесли его не к хип-хопу, а к жанрам электропоп и синти-поп. Чтобы передать свои чувства, Уэст решил прибегнуть к пению и использованию автотюна, что вызвало неоднозначную реакцию у ряда фанатов. Помимо этого при создании альбома широко использовалась драм-машина Roland TR-808, что также отражено в названии альбома. Среди основных тем альбома — одиночество, отчуждение и чувство вины.
808s & Heartbreak был выпущен на лейблах Roc-A-Fella и Island Def Jam 24 ноября 2008 года, незадолго до Дня благодарения, с целью увеличения продаж. 808s & Heartbreak получил положительные отзывы критиков, но в целом оценки были ниже, чем у предыдущих альбомов. Несмотря на это, альбом дебютировал на первой строчке чарта Billboard 200, за первую неделю было продано 450 000 экземпляров. Главный сингл с альбома, композиция «Love Lockdown», дебютировал на третьей строчке чарта Billboard Hot 100. Второй сингл, «Heartless», поднялся на вторую строчку Hot 100. Позже альбом получил статус платинового. Несмотря на то, что 808s & Heartbreak был объектом критики, после своего выхода он изменил хип-хоп, став шаблоном для начинающих рэперов и R&B-музыкантов, среди которых Дрейк и Future. По словам Мэттью Траммелла (англ. Matthew Trammell) из Rolling Stone, альбом опережал своё время и был «возможно, самой блестящей работой» Уэста.
В 2009 году произошёл один из наиболее известных скандалов, связанных с Канье Уэстом. В сентябре, на церемонии награждения MTV Video Music Awards 2009 года, Тейлор Свифт получила награду за лучшее женское видео за клип на композицию «You Belong with Me». В момент вручения награды Уэст вышел на сцену, отобрал микрофон у Свифт и объявил, что «у Бейонсе был один из лучших клипов всех времён!», имея в виду клип на «Single Ladies (Put a Ring on It)». Данная выходка была негативно воспринята как фанатами, так и другими музыкантами. Некоторый даже относят эту ситуацию к одной из теорий заговора в мире хип-хопа. В доказательство данной точки зрения приводят то, что как только рэпер выскочил на сцену на экране сразу же появилось лицо Beyonce. Это было сделано ещё до того, как рэпер что-либо сказал, что и предоставило возможность телезрителям увидеть реакцию певицы на его слова.